Сексуальные обряды 2

Сексуальные обряды 2
  • В основе этой культурной инверсии лежат те же психологические механизмы, которые еще в 20-х годах выявил К. И. Чуковский, изучая детские «перевертыши», «лепые нелепицы». «Перевертыши», писал Чуковский, не только помогают ребенку укрепиться в своем знании нормы, но и привлекают его внимание к потенциальным вариативным возможностям бытия. Не случайно взаимообращение, выворачивание наизнанку, переворачивание вверх ногами предметов и их свойств (К. И. Чуковский не совсем удачно, особенно в контексте данной книги, называет их «перверзиями») неизменно присутствуют и во взрослом фольклоре («ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота» и т. д.). В символической культуре «обращению», перевертыванию подвергаются в сущности все бинарные оппозиции: верх и вниз, боги и демоны, день и ночь, люди и животные и, конечно же, половые роли, различия и признаки, начиная с одежды и кончая сексуальными позициями.
  • «Почему кажется естественным надевать на похороны цилиндр, а на день рождения или Новый год — накладной длинный нос? — спрашивал известный английский антрополог Эдмунд Лич. — Потому что подчеркнутая или, напротив, перевернутая либо отброшенная формальность одежды и (или) роли выделяет, маркирует исключительные случаи, тем самым структурируя бесформенное время». «Секс, — добавляет Э. Геллнер, — это ролевая инверсия, данная нам природой. Он привносит собственную прерывность и интенсивность, которые усиливают и иногда подрывают санкционированные обществом отношения.  
  • Дело выглядит так, как если бы в лице сексуальности природа подарила человечеству нечто вроде проторитуала, который культура легко превращает в ритуал в буквальном смысле слова».

Переодевание (трансвестизм)

  • Отдельно взятый поведенческий акт значит в культуре еще меньше, чем в биологии. Никому не придет в голову зачислять в одну и ту же категорию шуточное карнавальное переодевание в одежду другого пола; театральное амплуа травести (сейчас актрисы играют мальчиков, а в античном и средневековом театре мужчины играли женские роли); временный ритуальный трансвестизм, связанный с участием в определенных обрядах, например инициациях; постоянную смену половой роли/идентичности ради выполнения определенной сакральной функции, требующей такого перевоплощения; трансвестизм как индивидуальную сексуальную девиацию.
  • Разумеется, все эти явления имеют нечто общее. С точки зрения семиотики и культурологии трансвестизм, как и другие карнавальные обряды, является «одним из случаев ритуальной нейтрализации семиотически значимых оппозиций, в данном случае оппозиции мужской — женский». Равновесие бинарных (двоичных) противоположностей достигается в ритуале и мифе благодаря особым посредникам или путем объединения обоих полюсов в едином целом. Недаром двуполые существа, андрогины, всюду считались богами или «сверхлюдьми». Тем не менее рассматривать все перечисленные выше явления как разные формы или степени «одного и того же» по меньшей мере бесперспективно. Ни для культурологии, ни для сексологии не безразлично, является ли данный случай инверсии половой роли/идентичности следствием выполнения индивидом определенных предписаний культуры или выражением его собственных непреодолимых склонностей даже вопреки культурным запретам.

Изменение половой идентичности (бердачизм)

  • Весьма поучительно в этом смысле исследование институционализированного трансвестизма, особенно бердачей, т. е. людей, изменяющих свою половую идентичность и статус и принимающих одежду, занятия и поведение противоположного пола. Этот институт широко распространен среди американских индейцев (в Северной Америке он зафиксирован у 113 племен), а также у народов Севера (чукчи, алеуты и т. д.), Дальнего Востока (индонезийские даяки) и Африки (баконго). Бердачей (чаще ими бывают мужчины) считают двуполыми или смешанными в половом отношении («мужчина-женщина», «полумужчина-полуженщина» и т. п.) и нередко приписывают им особую магическую силу, благодаря которой они часто (но не обязательно) бывают шаманами. Чем объясняется этот феномен?
  • Некоторые американские этнографы склонны выводить «бердачизм» из индивидуально-психологических особенностей, считая его особой формой институционализированной гомосексуальности. Однако многие бердачи ведут гетеросексуальный образ жизни, да и вообще в описании их роли акценты делаются главным образом на социальных характеристиках (род занятий, одежда, выполнение ритуальных функций и т. д.). Не нашла подтверждения и гипотеза о врожденной интерсексуальности бердачей. Другие исследователи считают институционализированный трансвестизм формой санкционированного культурой убежища дли мальчиков, чувствующих себя неспособными выполнять трудные мужские роли (например, воинские). Высокую эрекцию и сексуальную выносливость можно достичь с помощю V-Tada 20Snovitra-20Viprogra 100.
  • Как быть с женщинами-бердачами? Ныне индивидуально-психологические теории уступают место культурно-социологическим. Кросскультурное исследование 47 различных обществ показало, что институционализированный мужской трансвестизм тесно связан с уровнем полоролевой дихотомизации: он встречается главным образом там, где противоположность мужских и женских социальных функций выражена менее резко. Кроме того, он связан с религиозными верованиями, в которых андрогенное начало выступает воплощением изначальной целостности и духовной силы. Древнекитайское наименование шамана-жреца или гадателя «инь-ян» подчеркивает слитность, соединение в одном лице мужского и женского начал. При отсутствии этих условий индивидуальные отклонения от полоролевых стереотипов, встречающиеся в любом обществе, остаются на бытовом уровне, не становясь предметом особого культа, и не институционализируются.